Имболк является одним из менее известных празднеств древних кельтов, но это был один из четырех наиболее важных праздников в кельтском календаре. Для этого древнего общества год вращался вокруг двух основных моментов; с одной стороны, поскольку кельты были сельскохозяйственным обществом, все основывалось вокруг урожая. С другой стороны, они также обладали глубокими знаниями о выравнивании солнца и звезд, что, как показывает история, имело для них большое значение. Поэтому их календарь был аккуратно разделен на четыре четверти, а праздник достигал каждого. Год начался с Самайна в конце октября, когда урожай был в самом разгаре, чтобы подготовиться к наступлению зимы. В кельтской философии свет должен всегда следовать за темнотой, поэтому их год начался на такой мрачной ноте. Билетайн в начале мая ознаменовал наступление лета, начало посева урожая и светлое полугодие, и был самым большим и счастливым праздником. В промежутке между Лугнасой в августе, ознаменовавшей начало сбора урожая, и Имболком в феврале, отпраздновавшим начало весны.
О чем был праздник Имболк?
Проще говоря, Имболк был праздником конца зимы и предстоящего светового полугодия. Самая тяжелая часть года закончилась; неблагоприятные погодные условия, низкие температуры, нормирование продуктов питания и, конечно же, отсутствие войн (неотъемлемая часть кельтского общества) скоро уйдет в прошлое. Крестьяне готовились вернуться к работе, готовили животных к разведению, воины снова собирали оружие, а также вновь начинались политические и социальные аспекты жизни, отложенные зимой.
Название праздника Имболк происходит от ‘i mbolg’, что переводится как ‘в животе’. Это относится к сезону животноводства, в частности, к беременности овец, которая была одним из центральных моментов празднования. Так как фестиваль был так связан с этим, его время часто менялось — оно могло быть где угодно с середины января до середины февраля в зависимости от погоды и поведения животных. Оказалось, что он имеет более духовное значение и для кельтов, так как не случайно, что более нескольких монументов, относящихся к древней Ирландии, идеально совпадают с восходом солнца вокруг дат Имболка и Самхайна.
Имболк отмечался по всей Ирландии, Шотландии и на острове Мэн, при этом у каждого региона были несколько разные названия и обычаи. В Уэльсе также существовала удивительно похожая версия праздника, известная как Gwyl Fair y Canhwyllau (фестиваль свечей Девы Марии). После прихода христианства в Ирландии праздник был связан с празднованием Святой Бриджет и трансформировался из языческого в христианский. Христиане использовали Бригид в качестве основы праздника, чтобы сгладить этот переход, так как ранее Имболк ассоциировался с богиней очень похожего имени, Бригид. По сути, Бриджит и Бригид были одним и тем же человеком! Как и все кельтские праздники, Имболк включал в себя множество уникальных обычаев и ритуалов, чтобы встретить весну, попрощаться с зимой, защититься от зла и способствовать здоровью и благополучию.
Что происходило во время Имболка?
Имболк был похож на Самайн и Бельтайн в том, что огонь играл неотъемлемую часть празднеств. В то время как в Самайн костры зажигались, чтобы отпугнуть злых духов, а в Бельтайн они служили для защиты и роста, в Имболк они были символом возвращения солнца. Вместо огромного центрального костра в центре празднества, Имболк был больше о доме и очаге каждого дома. Каждый дом в общине имел свой собственный огонь, который горел всю ночь, а в средневековые времена, когда дома строились из дерева и камня, а не из плетеных и кельтских хижин, все костры в доме горели на ночь. Если по каким-то причинам это было невозможно, то вместо этого в каждой комнате достаточно было зажечь свечи.
Кельты всегда беспокоились о погоде (то, что длится до сих пор с современными ирландцами!), поэтому Имболк был важным временем для чтения предзнаменований и попытки предсказать погоду на лето. Необычным, но широко распространенным предзнаменованием было то, что в день Имболка погода была особенно плохой, что означало прекрасное лето. Это связано с тем, что одно из самых злобных существ в ирландском фольклоре, Калех, провело бы день Имболка, собирая для себя дрова, если бы зима продлилась дольше. Очевидно, что для этого ей понадобился бы яркий и сухой день, чтобы собрать дрова, поэтому если бы Имболк был мокрым и ветреным, это означало бы, что Калех заснула и зима скоро закончилась бы.
Посещение колодцев было еще одним важным обычаем во время Имболка, особенно священных колодцев. Посетители ходили вокруг колодца в том же направлении, в каком солнце двигалось по небу в тот момент, молясь о здоровье и богатстве на год. Подношения оставлялись у колодца, как только это делалось; обычно это были монеты или «пригоршни» (куски ткани). Специальные продукты также были частью праздника, как правило, состоящий из баннока — лепёшки, разрезанной на куски — а также молочные продукты и мясо.
Святые Бриджет и Имболк
Ранняя кельтская версия Имболка не так уж сильно отличалась от праздника в раннем средневековье, когда в Ирландии утвердилось христианство. Одной из богинь, которым кельты поклонялись на этом фестивале, была Бхригид, дочь Дагды (главного кельтского божества) и одна из Туатх Де Даннан, первых жителей Ирландии. Она связана со многими вещами, в первую очередь с поэзией и плодородием, но такие виды деятельности, как исцеление, кузнечное дело, искусство и ремесла, забота о скоте и змеях также имеет место быть. Ей приписывают заслуги в создании свистка, с помощью которого люди зовут друг друга всю ночь напролет. Некоторые легенды утверждают, что в то время как одна половина ее лица была красивой, другая — ужасно уродливой. Многие считают ее кельтским эквивалентом римской богини Минервы и греческой богини Афины.
Святая Бриджет, с другой стороны, была не мифической богиней, а настоящей женщиной, родившейся в Дандалке, графство Лут, примерно в 5 веке нашей эры. При жизни она стала монахиней, основала множество монастырей и совершила немало чудес, став одной из главных защитниц христианства в Ирландии. После ее смерти она стала одной из святых покровительниц Ирландии (и единственной женщиной- покровительницей), наряду с Патриком и Коломбой. Таким образом, для Имболка, языческого фестиваля поклонения богине Бригид, стало естественным шагом стать христианским праздником в честь святой Бриджит. 2 февраля было выбрано в качестве постоянного дня празднования.
Для кельтов Бриджит представляла собой самое важное светлое полугодие, поэтому ее присутствие было очень почитаемым во время праздника. В канун Имболка, утверждалось, что она будет посещать самые благочестивые дома и благословлять всех, кто в них спит, чтобы люди оставляли у входа предметы одежды, еду или другие предметы, чтобы она могла благословить или заманить ее в дом. Здесь важнее всего была роль Бриджит как богини плодородия, но для средневекового народа Ирландии ее целительные силы и общий защитный эффект были так же важны, как и ее плодородие. Большинство традиций Имболка, касающихся Бриджит или Бриджет, относятся к этому времени. В то время как традиция оставлять Бриджит на пороге небольшие подношения продолжалась несколько веков, возникли и другие.
Прах от огня, который оставался гореть всю ночь, выравнивался и оставлялся, чтобы увидеть, появился ли след от Бриджит, чтобы подтвердить, что она посетила дом. Иногда рядом с костром даже застилали импровизированную кровать, если святая хотела немного отдохнуть. Эта традиция была особенно популярна на острове Мэн и в Шотландии, где наряду с традицией существовало несколько коротких рифм, выступающих в роли призыва к святой прийти и посетить — как правило, это были некоторые вариации фразы «Бриджит, заходи к нам домой, твоя кровать готова». В некоторых районах Ирландии и Шотландии женщины играли очень важную роль в торжествах. Они делали фигурку куклы из камышей, известную как «Невеста», одевали ее в белый цвет и с цветами и несли ее в процессии, пока пели песни и стихи в честь Бриджит. В каждом доме, где они проходили, они получали много тряпок или маленьких кусочков пищи для «Невесты». По окончании шествия они помещали Невесту в почетное место и устраивали пир со всей едой, а затем клали ее на ночь в постель, пока они начинали праздновать.
Однако самая известная традиция, которая практикуется и по сей день, — это изготовление креста Святой Бригиты и повешение его в доме. Эти кресты были уникальным символом перехода от язычества к христианству. Раньше пучки камышей были связаны и повешены у входа в дома, чтобы поприветствовать Бриджит. Однако одна из историй из жизни Бриджит повествует о том, как она сплетала крест из камышей и ставила его над постелью умирающего человека. Он поднялся от страха, чтобы спросить, что она делает, и, услышав, что это значит, попросил креститься перед смертью. С тех пор крест стал символом для Бриджит, а также был знакомым символом для кельтов, что сделало его идеальным переходным символом для Имболка. Крест является отличительным знаком, в центре которого находится квадрат, а каждая точка креста расположена в углу квадрата. Где-то в промежутке между тем и настоящим временем размещение креста на кухне означало, что ваш дом будет защищен от огня.
Имболк сегодня
В отличие от Самайна, который превратился в любимую ночь Хэллоуина, Имболк — это один из кельтских праздников, который не до конца сохранился в истории. Хотя христиане до сих пор отмечают День Святой Бриджет в Ирландии, а дети до сих пор учатся воздвигать кресты в начале февраля, мало что осталось от древнего кельтского весеннего праздника. Однако, крест Святой Бригиты, сделанный из камышей и развешенный по дому точно так же, как это сделали бы кельты, является таким же хорошим напоминанием о древнем и мифологическом происхождении фестиваля.
Вы узнали что-нибудь новое?
Оставьте свой комментарий ниже!