магия ангелов
ангельская магия

Течение енохианской магии появилось в средине 19 века, когда оккультизм и тайные общества были на пике популярности. Основой енохианской магии является призыв ангелов посредством молитвы, а также управление духами природы, во множестве обитающих повсюду.

Енохианская магия — разновидность христианского колдовства

По сути своей енохианская магия является разновидностью ангельской магии. Она была создана (или, как говорят, получена) дуэтом оккультистов, которых звали Джон Ди и Эдвард Келли. Джон Ди занимался математикой, алхимией и астрологией, а Эдвард Келли являлся медиумом.джон ди и эдвард келли

Прага. Инсталляция в Малостранской мостовой башне — Эдвард Келли и Джон Ди

В дневниках Джона Ди был обнаружен особый алфавит, к которому были приведены таблицы соответствия. Алфавит являлся енохианским, дневники утверждали, что всё учение основано на тайнах апокрифической реликвии, причисленной церковью к еретическим текстам — книге Еноха.

Джон Ди искренне полагал, что его магия является ответвлением теологии. Он считал, что связь с духовным миром необходима, чтобы понять природу, поскольку мир был сотворён Богом как комплексная система, а духи и ангелы являются божественным способом раскрыть свое присутствие. Джон Ди считал, что люди не способны слышать бога, так как он чересчур велик для слабого человеческого разума.

А вот постигнуть Бога через ангелов и духов, через тайны нумерологии и магии чисел, используя квази-математический порядок в подсчете букв и цифр ангельских и духовных имен — вполне возможно. Сам Джон Ди был католиком, при этом он имел каббалистическое происхождение. Однако, не усматривал в этом никакого противоречия.

Профессор Стивен Клюкас отнёс енохианскую магию к разряду религиозного оккультизма, поскольку в этом виде сотворение ритуалов, налаживание оккультных отношений и получение помощи высших сил рассматривается как божественное и духовное восхождение к вершинам бытия. По мнению профессора, ангельская магия (енохианская) является молитвенным видом христианской.

Джон Ди и Эдвард Келли — создатели енохианской системы

Вероятно, первые шаги по созданию нового вида оккультной практики были предприняты Джоном Ди из-за разочарования. Он был глубоко отвращён идеей невозможности постижения всех природных тайн и разгадывания всех загадок. Потому начал искать пути получения помощи Бога, ангелов, духов, возможностей общения с этими высшими сущностями без вреда для себя и своей бессмертной души.

В поиске ему помогал Эдвард Келли, медиум, а в прошлом — преступник (он был осуждён как фальшивомонетчик). Джон Ди и Эдвард Келли путешествовали вместе на протяжении шести лет, с 15383 по 1589 годы, проводили сеансы и искали следы присутствия божественных проявлений. Как утверждают современники, Джон в своей вере был честен и неподделен, в отличие от Келли, который, вполне вероятно, мог дурачить партнёра.

Эдвард Келли и Джон Ди утверждали, что создание этой системы было основано на указаниях, полученных ими от ангелов. В это поверило большое количество оккультистов, практиковавших подобную магию. Однако, другие отмечали настораживающее и смущающее сходство енохианской магии с гримуарами вроде Гептамерона за авторством Петра де Абано.

Тем более что Джон Ди был знаком с этим оккультным трудом. Масла в огонь добавлял и тот факт, что Эдвард Келли был фальшивомонетчиком и, в целом, человеком с нечистой репутацией. Некоторые даже полагали, что медиум просто дурит искренне верящего ему Джона, чтобы выманить у него деньги. Но последователи ангельской магии это мнение активно оспаривали.

Датой создания енохианской системы считается восьмое марта 1582, когда Эдвард был представлен Джону. Тот имел великолепную домашнюю библиотеку, слава о которой гремела по всей Европе, а потому к Ди часто приезжали различные ученые чтобы прикоснуться к хранящимся у него трудам и беседовать. Однако, Джон был крайне заинтересован в таланте Эдварда — способностям медиума, общающегося с высшим миром, а также ясновидца. Плодом совместной работы этого дуэта стало создание особого направления в магии, живущего и сей день.

Енохианская магия для начинающих

В отличие от прочих оккультно-магических теорий и направлений, основанная на книге Еноха магия остается целостной, утонченно-возвышенной и трудной для понимания. Даже енохианская магия для начинающих не столь легка, как иные труды. К великому сожалению, оригинальные манускрипты Джона оказались утеряны из-за произошедшего после его кончины пожара. Из-за этого ключевые аспекты созданной им теории оказались потерянными, породив в результате десятки догадок и попыток восполнить пробелы собственными интерпретациями.

Енохианская магия, заклинания которой были дарованы Джону и Келли ангелами, насчитывает в себе множество ангельских имён, стихийных символов и проявлений. Был записан свод всех полученных ученым и медиумом знаний, именуемых Великим Столом Квадратов или Элементарными Досками, в которых находятся все доступные людям знания о стихиях, существах элементальной магии, цели их сотворения, обо всём живом в эфире, живом в воде, живом в почвах, живом в пламени (которое есть огонь, а огонь хранит в себе тайну всего живого в мире), о тайнах камня, механизмов, превращений, людей и прочего.енохианская магия книги

Тисон Дональд. Подлинная магия ангелов. Энохианская магия для начинающих

Хорошим началом для изучения такой вещи, как ангельская магия, послужит изучение ее истории, а также различных письменных трудов, посвященных ей. Енохианская магия, книги о коей зачастую сложны для понимания, хорошо раскрыта в труде Тисона Дональда, называющемся «Подлинной магией ангелов». С позиции современного человека она раскрывает азы енохианской магии, открытой еще в шестнадцатом веке.

Эта магия является основой для оккультной традиции всего европейского мира. Она сочетает теургию и гоэтию, позволяет призыв и управление и небесными посланниками, а демоническими сущностями. В книге раскрыты исторический путь создания этой магии, ее инструменты, енохианский язык и его заклинания. Она рекомендована всем, кто желает познать тонкости магического искусства.

Несомненно, ангельская магия — сложная тема, тяжелый для изучения материал. Но даже к не самому умному человеку придёт знание, если он потратит часы на изучение интересующего его предмета. И, кто знает, быть может именно этому человеку предначертано в будущем стать великим магом.

Джон Ди

Шел год 1527 от рождества Христова. Жители Флоренции подняли восстание против Медичи и изгнали их, восстановив республику. Войска короля Карла 5 захватили и разграбили Рим, сердце святой Католической церкви, вынудив Папу бежать из Ватикана через секретный подземный ход. Швеция приняла новомодную протестантскую веру, отбросив католичество, и начала изымать собственность у католических церквей. В семье английского придворного Роланда Ди родился сын. Сына назвали Джоном. Это событие прошло не замеченным, слишком мелкое для мировой истории, но важнейшее для истории этой книги. На свет появился первый из двух будущих создателей Енохианской магии.

Его роль в истории людям еще предстояло оценить, поколения исследователей будут изучать жизнь, читать дневники, копаться в личных письмах, как принято у историков, напишут биографии, сохранив для потомков все тонкости жизни Ди, от списка всех книг, которые он написал, до травм, которые получали его дети в детстве. Сын придворного, внук героя войны, Джон Ди повзрослеет и станет одним из ведущих интеллектуалов своего времени, политиком, ученым, магом. История не забывает таких людей, тем более, что и сам Ди тщательно описал все, что происходило с ним, в своих дневниках.

Всю свою жизнь Ди стремился к знаниям, которые позволили бы создать универсальную науку, способную объединить и объяснить все, и не делал разницы между знаниями научными и оккультными. Впрочем, кто вообще видел эту разницу в 16 веке, когда научный эксперимент встречался куда реже, чем магические ритуал? Он получил отличное образование, посвящая каждый день два часа еде и отдыху, четыре — сну, и все остальное время — учебе. Ди изучил латынь и древнегреческий, что бы читать древние трактаты, упорно (и не очень успешно) учил иврит, что бы изучать каббалу, и верил, как и все тогда, что знания заключены в древних книгах, нужно лишь найти их и суметь понять.

Получив образование, Ди стал одним из основателей Тринити-колледжа, существующего до сих пор и выпустившего множество лауреатов Нобелевской премии. Он славился глубочайшими познаниями в математике, логике, астрономии, астрологии, морской навигации. Из-под его пера вышли научные и философские труды, включая главное его детище, издаваемую до сих пор «Иероглифическую Монаду». Его лекции по математике были так популярны, что залы не вмещали всех желающих. Давно вы видели аншлаг на лекции по евклидовой геометрии? Многие шли туда даже не ради математики — они хотели увидеть звезду, того самого знаменитого мудреца и колдуна доктора Ди. Будет о чем рассказать соседям!

Ди путешествовал, составлял карты, строил навигационные приборы и служил внештатным консультантом в лондонской Московской торговой компании. «Московской» — это часть названия, а не место, это лондонское предприятие, которое занималось торговлей с Москвой, и именно Ди прокладывал для них торговые пути в Россию.

Позже Ди станет главным вдохновителем империалистической политики Англии, и заявит о ее правах на все земли вокруг. Колониальным войнам, ставшим бесконечной чередой резни и работорговли, нужно было идейное обоснование, и именно Ди дал его британской короне. ТИ именно Ди предложил сам термин «Британия». Он был уверен (и сумел убедить остальных), что король Артур реально жил и правил Альбионом, огромными землями, включающими даже Северный плюс. А задача Британии и ее несомненное право — вернуть себе эти земли, подчинить другие народы, и, разумеется, захватить Новый Свет, восстановив былую славу Альбиона, Великой Британии.

Но это будет позже, и станет его политической работой, не такой прославленной, как его магия, хотя и куда более значимой для мира. А вот свою репутацию волшебника Ди начал строить еще студентом, со студенческой театральной постановки по пьесе Аристофана. Герой пьесы должен сесть на огромного волшебного жука и умчаться в небо. Все должно быть натурально! И Ди построил механического жука, который мог подниматься на скрытых тросах с помощью лебедок. Результат превзошел ожидания, многие решили, что без магии тут не обошлось, и жук действительно был волшебным.

Многие годы своей жизни Ди оправдывал эту репутацию, изучая магию, штудируя древние, непостижимые, книги, и составляя гороскопы. Особенно гороскопы — этим он занимался всю жизнь, и два его последних гороскопа он составит для своих внучек, перед самой смертью.

И тут пора вспомнить, что Ди родился в семье протестантов, в самый разгар борьбы протестантов и католиков, и оставался для всех именно протестантом, хотя всегда стоял в стороне от любых религиозных конфликтов. А страной правила дочь Генриха 8, королева Мария 1, известная как Мария Католичка или Мария Кровавая. И быть протестантом при дворе католиков, когда королева склонна к репрессиям — дело не самое безопасное.

Ди составил гороскоп для королевы. Это, несомненно, улучшило его репутацию при дворе. Но на этом он не остановился и составил гороскоп и для ее сестры по отцу, еще одной дочери Генриха 8, Елизаветы, конкурирующей претендентки на трон, будущей королевы Елизаветы 1, Доброй Королевы или Королевы — девственницы. Иметь дела с Елизаветой, писать ей письма — это почти государственная измена! Тем более, если это делает протестант, не признающий власть Папы.

Первым под удар королевского гнева попал отец Ди, он потерял место при дворе и разорился. За ним пришла очередь самого Ди, его поместье обыскивают, опечатывают, а самого оправляют в тюремную камеру, обвиняя в занятиях «расчетами», объединив в этом слове и математику, и астрономию, и составление гороскопов. И, конечно, в колдовстве! Нашелся свидетель, готовый присягнуть, что Джон Ди, известный колдун, убил ребенка колдовством и ослепил еще одного, и планировал напустить порчу на саму королеву Марию!

Суд выдвинул восемнадцать обвинений, по которым Ди пришлось держать ответ перед Тайным Советом, высшим органом судебной власти, состоящим из советников и ближайших доверенных лиц королевы; а потом и перед судом Звездной Палаты — и это очень плохие новости! Палата была создана так закрытый суд, верещащий правосудие над дворянами, и стала инструментом расправы над всеми, кто не угоден королеве.

Но беда прошло мимо, Ди опроверг все обвинения, доказал свою невиновность, был полностью оправдан и благоразумно выбрал путь мира и сотрудничества с режимом. Он остался при дворе Марии 1, и верно служил ей до самой смерти королевы.

Мария умерла 15 ноября 1558 года. Это день не стал траурным для страны — напротив, смерть Марии Кровавой стала праздником, люди отмечали годовщину ее смерти, открывшей путь для Доброй Королевы Елизаветы 1. Елизавета выросла в протестантской вере, но никогда не была фанатичной, она сделала Англию официально протестантской страной, но ни на день не запретила католичество. Обе религии имели право на существование, и старый конфликт начинал угасать. Ее законы приписывали наказывать за магию, совершенную с целью убийства или поиска кладов, но алхимики и астрологи открыто работали, и никак не преследовались.

Время Елизаветы — это время расцвета культуры, науки, географических открытий, это время торжества Уильяма Шекспира, Френсиса Бэкона, Джордано Бруно, Френсиса Дрейка. И Джона Ди.

Его дела пошли на лад, он вернулся ко двору, и даже лично рассчитал идеальное, с астрологической точки зрения, время для коронации Елизаветы 1. Именно в это время он и написал Иероглифическую Монаду, вдохновил колониальные войны, получил славу и высокое положение в обществе. Единственное его начинание, которое так и не подержала власть — это организация публичной библиотеки. И Ди начал собирать книги и рукописи за свой счет, у себя дома. Скоро это собрание достигнет нескольких тысяч томов, и станет самым большим в Англии, а дом Джона Ди превратится в место, куда приходят в поисках знаний.

Это время было насыщенным и полным важных событий, но они, по большей части, не имеют отношения к Енохианской магии, а потому и говорить о них здесь нет смысла. Вспомню лишь популярную легенду (которая, возможно, вовсе и не легенда). Легенду о Ди — шпионе английской короны. Говорят, Ди занимался шпионажем, имел сеть осведомителей, а донесения, присылаемые королеве от имени Ди, были подписаны секретным шпионским именем «007», кодовым именам Джемса Бонда.

История интересная, хотя достоверность ее немного сомнительная — в подписи Ди можно увидеть что-то вроде 007, но лишь подключив фантазию. В шпионаже Ди заподозрили по двум причинам. Первое — он много путешествовал, знал людей на высшем уровне, люди были откровенны с ним и его ангелами, могли выболтать много важной информации. И такое действительно случалось, они выбалтывали.

Второе — его бесконечные таблицы с буквами, ставшие основой Енохианской магии, оказались похожи на шифровки. Ди изучал шифры, криптографию, а самым популярным в те времена способом шифрования были решетки Кардано. Такой шифр выглядит как таблица с буквами, на которую нужно наложить пластину с прорезями, чтобы буквы, попавшие в прорези, сложились в слова.

Этот метод применялся широко, и Ди, несомненно, знал о нем. И, несомненно, знал много того, что мог бы зашифровать, например, его будущий соратник, польский дворянин Альберт Ласки, однажды открыто заявит о своих претензия на власть сразу в двух странах! Могли ли енохианские таблицы быть шифрованным донесением королеве? Если так, то расшифровать их, используя современные методы, должно быть совсем не трудно. Но никакого шифра в них так и не нашли.

Хотя, может быть Ди, с его незаурядным умом, был умнее нынешних компьютеров? Возможно, но тогда почему политическая информация записана не в секретных донесениях и шифром, а совершенно открыто в личных дневниках, которые он никому не показывал? Что толку от донесений, которые остались зарытыми в землю на много лет, но так и не попали к королеве?

История шпиона Ди стала популярна в конце 60-х годов 20 века, с подачи журналиста и писателя Ричарда Дикона, написавшего, под псевдонимами, множество книг, разоблачающих шпионаж. Именно он обвинил в шпионаже Алистера Кроули, кстати. Будем реалистами, и признает простой факт, что для шпиона главное — секретность. Так что, если Ди, Кроули или кто-то еще, действительно занимались шпионажем, то нам про это никогда не узнать.

А пока на дворе год 1581. И нечто потустороннее начинает скрестись за стенкой, стучаться и проситься в наш мир. Нечто, чему нужен проводник, готовый открыть двери и впустить его. Ди сделал запись в своем дневнике, описав шумы, стуки и странный голос, похожий на очень долгий, протяжный крик совы, которые он начал слышать в своей спальне. Не найдя причин шумов, Ди счел их попыткой духов связаться с ним, и попытался установить контакт самым традиционным способом — через скраинг.

Скраинг — это техника получения видений, при которой маг смотрит в черное зеркало, хрустальный шар, котел с водой, или что-то подобное, пока не начинает видеть там образы, видения, призываемых духов. Или не начинает. Во всяком случае, Ди так и не начал, все его попытки увидеть что-то провалились, кроме одной, о которой он написал в дневнике: «Я смотрел — и я видел!» (но ни слова о том, что именно он видел).

Маг вызывает духов, воплощая силу и волю, активность, призывающую духовные разумы. И ему может быть сложно при этом стать полностью пассивным и ведомым, восприимчивым, что бы увидеть их. Пытливый, деятельный разум, полный знаний, все анализирующий, может помешать воспринимать информацию без критики и сомнений. Совмещение в одном человеке мага и духовидца — главная проблема, которую предстоит решить каждому, кто практикует Енохиану.

Проблема, которою многие века решали простой работой в паре. Один — маг, он заклинает духов и всем руководит, второй — духовидец, он пассивно смотрит и диктует то, что увидел, под запись, для последующего изучения. А самыми лучшими духовидцами тогда считали детей, поскольку их разум еще невинный, гибкий, и явление духа для них все равно, что игра, дети не критикуют, не боятся, не сомневаются.

И Джон Ди нанял духовидца. Взрослого духовидца, медиума, проповедника по имени Барнабас Сол (хотя он был не единственным, кого тогда нанимал Ди). Иное написание этого имени — Варнава Саул, что слегка намекает, что имя это не настоящее, псевдоним, поскольку Варнава — это один из апостолов, а Саул — настоящее имя апостола Петра, которое он получил от рождения. Но настоящее это имя, или нет, а видеть духов Сол умел. В декабре 1581 года он установил контакт с ангелом, которого Ди призывал длинными пылкими молитвами. Во всяком случае, кто-то откликнулся на зов, явил себя Солу и назвался Анаэлем. И стал не только первым ангелом, но и первым самозванцем в этой истории. Ди подверг его проверке, и разоблачил в явившемся ангеле духа-обманщика. Лживый дух исчез и уступил место настоящему, прошедшему проверку, Анаэлю.

И уже этот Анаэль показал Солу что-то, что могло бы стать первым видением Енохианской магии, и состояло из букв, предположительно — букв иврита. Я говорю «могло бы» и «предположительно» потому, что Cол не смог ни записать их, ни описать, и послание ангелов пропало попусту. Зато он зарисовал показанный ангелом символ, сигилу ангела, который, по его словам, явится и ответит на вопросы Ди, но не сразу, а позже, когда появится «тот, кому предназначен камень». Камень — это кристалл, в котором возникали видения, а тем, кому он предназначен, мог быть Архангел Михаэль. Анаэль рассказал, что именно он приставлен к камню Ди, и подчеркнул, что это то самый Михаэль, который упомянут в писаниях.

Но возможно, что он имел ввиду не Михаэля, а ясновидящего, который сможет увидеть в этом камне больше, чем Сол. И тогда это видение становится предсказанием появления нового духовидца, который станет вторым главным героем енохианских историй.

Видения Сола, получаемые в стиле: «Там были какие-то буквы, только я их не записал и не запомнил!» не устраивали Ди, да и сам Сол, как оказалось, не был готов продолжать. Последнее обстоятельство ему можно простить — его обвинили в колдовстве, это своего рода, профессиональный риск всех, кто был связан с магией в 16 веке. Он опроверг обвинения, но для этого ему пришлось объявить, что никаких духов он не видит, знать ничего не знает и не понимает, о чем речь, и отказаться от работы с Ди.

Отношения Ди с ним прекратились. И это открыло дорогу новому герою истории — тому, кому предназначен камень, соавтору Енохианской магии, Эдварду Келли, тогда называвшему себя Эдвардом Талботом.

Эдвард Келли

Келли родился в 1555 году, почти на 30 лет позже Ди. Он был не политиком, придворным, он не вдохновлял войны и не выбирал даты коронаций, поэтому история не сохранила подробностей его жизни, во всяком случае, жизни до того момента, когда он встретил Ди и стал вторым создателем системы Енохианы. Известно, что он владел несколькими языками, имел проблемы с законом и изучал оккультизм, однако подходил к нему куда более практично, чем Ди.

Ди жаждал знаний, общения с Богом и ангелами, и, вероятно, видел себя в роли нового пророка, подобного Еноху или Илье, которые говорили с Богом лицом к лицу и были живыми взяты на небо (и, согласно некоторым каббалистическим легендам, превращены там в архангелов Метатрона и Сандалфона). Он четко разделял магию обыденную, низменную, направленную на получение конкретной цели, и магию возвышенную, ищущую чистой мудрости. И практиковал лишь вторую. Что, в итоге, и сделало его банкротом.

Келли же посвятил свою жизнь алхимии. Но не той алхимии, о которой часто говорят сейчас, умозрительной, философской, имеющей дело с внутренним миром человека, нет. Келли посвятил жизнь подлинной алхимии, лабораторной, творящийся среди репорт и печей, совмещающей химические процессы с изобилием магических церемоний, выполняемых над реактивами и веществами. Он упорно работал над раскрытием секрета трансмутации металлов, искал рецепт получения искусственного золота, жаждал использовать магию для быстрого обогащения. Что, в итоге, сделано его богачом. А потом убило.

Келли обвиняли в занятиях некромантией, в вызывание мертвых для получения от них тайных знаний. Сохранилась даже старинная гравюра, на которой Келли, причем в компании с Ди, никогда ничем подобным не интересовавшегося, в магическом кругу, на кладбище, допрашивают дух мертвеца. Но едва ли это больше, чем просто сплетни и легенды.

А вот изучение алхимии — дело не простое, требующее больших знаний. А знания таятся в книгах. А книги хранятся в библиотеках! И самая большая библиотека страны хранилась дома у Джона Ди. Келли нуждался в знаниях, а Ди — в человеке, способном видеть духов, и именно этим талантом Келли был наделен в полной мере. 8 марта 1582 общий знакомый представил Ди и Келли друг другу.

Тот, кому предназначен камень, пришел.

Началась Енохианская магия.

Сезон Гептархии

В качестве проверки талантов нового духовидца Ди призвал ангелов, и уже через пятнадцать минут на связь вышел кто-то, кто представился архангелом Уриэлем. Ди спросил, есть ли кто-то еще в его камне для ясновидения? И получил ответ — Михаэль. Приходящий до в видениях Сола Анаэль говорил, что Михаэль — тот, кто связан с камнем Джона Ди. Келли не знал об этом послании Анаэля и сам не смог бы ответить правильно.

Келли видел куда больше, чем Сол, мог подробно описывать видения, не теряя контакта, записывать буквы, рисовать являющиеся ему символы. Ди нашел духовидца своей мечты. И задал вопрос, который волновал его больше всего. И это не философский камень, бессмертие или собственная судьба — это секреты книги Soyga.

В мире есть много таинственных книг. Какие-то из них фальшивые, какие-то подлинные, одни — древние и анонимные, зашифрованные и нечитаемые, как манускрипт Войнича. Другие современные и написаны известными людьми, но не теряют от этого своей загадочной привлекательности, как Некрономикон.

Ди волновала лишь одна из них — книга Soyga. Полное ее название — «Aldaraia sive Soyga vocor». Обычно считается, что Soyga — это записанное наоборот слово «Agios», то есть «Святой» на греческом в латинской транскрипции. Книга Soyga посвящена магии, но ни ее автор, ни время и место написания, не известны. Долгое время о книге Soyga было известно лишь из дневников Ди, который упорно изучал ее. Сама книга считалась потерянной вплоть до 1994 года, когда ее не нашли в самом очевидном месте, с которого стоило начать поиски — в собрании рукописей Британской библиотеки. Там на нее годами не обращали внимания из-за того, что в каталоге она числилась не как Soyga, как ее обычно называют, а как Aldaraia — по первому слову названия.

В отличии от многих других магических текстов неизвестных авторов, Soyga очень много внимания уделяет буквам, их комбинациям, числовым значениям, связи букв с Планетами, Стихиями, поиску их сакрального смысла. 36 листов книги полностью состоят из таблиц, заполненных буквами латинского алфавита.

Вот над расшифровкой этих таблиц и бился Ди. И этот интерес явно повлиял на то, в каком виде позже будет получена Енохиана — в виде таблиц с буквами или сочетаниями букв и цифр. Продиктованная ангелами Книга Речей Бога, речь о которой еще пойдет, полностью построена в виде таких таблиц, а некоторые ее места копируют таблицы книги Soyga.

В этом можно увидеть нечто мистическое и сказать, что знания Енохианы не возникли сразу, лично для Ди и Келли, что они существовали и раньше, и кто-то что-то подобное уже получал, записывал, и внес это знание в таблицы Soyga. А можно сказать, что у Книги Речей Бога есть свой источник вдохновения, а любовь Ди к книге Soyga повлияла на вид его собственных работ. Выбирайте, что вам больше по вкусу.

Насколько Ди жаждал раскрыть тайны книги понятно по упомянутому в его дневниках предсказанию, согласно которому он прочтет книгу, но умрет после этого, не прожив и трех лет. Не смотря на это, он все равно жаждал прочесть Soyga, и не прекращал интересоваться ей. Даже смерть дала не достаточно веский довод, что бы перестать стремиться к тайным знаниям!